Зависть, которая убивает

М. Врубель. Сальери всыпает яд в бокал Моцарта

 

Не желай всего, что есть у ближнего твоего.

(10-я заповедь пророка Моисея)

Дух соперничества и соревнования стал нормой в современном обществе. Порой нам кажется, что иначе жить нельзя: посмотри на успехи соседа и сделай больше, лучше. Будь чемпионом, первым, самым-самым… Это воспитывается со школьной скамьи. Беда в том, что удержать человеческие страсти в разумных границах в таком соревновании не удается почти никогда. Соперничество порой приводит к ревности, зависти, ненависти.

Если заповеди «не убивай», «не кради», «не прелюбодействуй» достаточно широко известны народу, когда речь заходит о законе Божием, то последняя норма вспоминается не всеми. Она запрещает зависть. Действительно, речь идет не о совершении проступка, а только о порочном желании. Так ли пагубно для человека завидовать успехам ближнего своего?

Немного диалектики

Почему так греховно завидовать чужому благополучию? В наше время, когда коммерция стала едва ли не самым почетным занятием, движущей силой бизнеса является конкуренция. Догнать и перегнать соперника – заповедь успешного предпринимательства. Отслеживать достижения конкурентов, отбивать у них партнеров, поставщиков, клиентов – обычная практика в бизнесе. Существует целое явление, которое именуется «промышленный шпионаж». Эта сфера не ограничивается исключительно технологическими секретами, а отслеживает любые данные, способные дать необходимую информацию для вытеснения соперника из конкурентной сферы, достижения превосходства над ним. Сюда относятся личные данные о сотрудниках, их способностях, доходах, семьях, методах организации труда, системе поощрения и т.д. Для защиты собственного бизнеса и для проникновения в чужой создаются сложные, многофункциональные службы безопасности. Как правило, в них привлекают специа­листов с большим опытом работы в соответствующих государственных структурах. То есть в общественной сфере то, что мы называем в быту завистью, давно стало частью нормативного поведения. Значит ли это, что 10-я заповедь имеет отношение только к личному поведению?

В большинстве цивилизованных стран, и у нас в том числе, законодательно запрещено вторжение в частную жизнь человека, несанкционированный сбор информации о чужой деятельности. Исключением являются сведения, полученные из открытых источников: анализ публикаций СМИ, доступных социальных сетей. Однако юридические нормы не могут регламентировать нравственность. Неосуществленные намерения не попадают в сферу закона.

Поэтому в обществе так высока ценность традиционной морали и религии, которая ее поддерживает. В светском государстве на помощь приходит система воспитания граждан со школьной скамьи. И в религии, и в педагогике принято выделять три стадии поведения: мысль, слово, поступок. В христианской традиции существует понимание того, что контролировать можно слова и дела. С помыслами все намного сложнее. Отец восточного монашества Антоний Великий говорил, что останавливать мысли подобно возможности поймать ветер сетью. Единственный способ ограничить порочные помыслы – объявить их таковыми. Так и появилась последняя заповедь.

Правильное учение

Тем, кто скептически относится к христианству, стоит напомнить: ислам и иудаизм придерживаются аналогичных моральных запретов. Более того, есть религиозные системы, декларирующие причиной страданий бесчисленные человеческие желания. Единственный путь избавления от них заключается в правильном учении.

Один христианский мудрец сравнил зависть с ржавчиной. Действительно, коррозия убивает металл. Страсть уничтожает человеческие таланты и способности. История сохранила многочисленные примеры тому. Моцарт, согласно легенде, был отравлен Сальери. Пушкин обессмертил предание, вложив в уста злодея слова:

А ныне – сам скажу – я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую. – О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений – не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан –
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!

Дело не в том, насколько это соответствует исторической правде. Пушкин тонко выразил психологию порока, которая ему, как гению, наверняка была знакома. И примеров борьбы завистников с талантами мы знаем без числа. Паганини «доброжелатели» перед концертом оборвали струны. Музыкант сыграл на скрипке с одной струной.

Соперничество гениев

Иногда нам кажется, что великая русская культура обошлась без порочных страстей, присущих «тлетворному Западу». Увы, некоторые пороки не имеют географических и культурных границ. В литературе известна неприязнь писателя Тургенева к Достоевскому. Но их таланты удостоились справедливой оценки современников и потомков. История всех примирила. В живописи соперничество и зависть носят особенно драматический характер. Великий Леонардо да Винчи не выносил великого Микеланджело, хотя в Риме хватило места творениям каждого.

Последняя картина известного портретиста Валентина Серова стала причиной его безвременной кончины. Портрет танцовщицы Иды Рубинштейн вызвал самую недоброжелательную критику собратьев по цеху. Учитель художника Илья Репин открыто выступил против экспонирования картины в Третьяковской галерее. Серов не выдержал открытой травли галеристов, а беспощадность учителя добила ученика. Валентин Серов скончался от сердечного приступа. Страсть, зависть убивают таланты. И тех, кого травят, и тех, кто травит.

Страсти приходят к нам под разными предлогами. Найти в себе первые ростки порока можно по простой примете: когда мы сочувствуем беде ближнего, но не имеем сил радоваться его успехам. Чем больше человек завидует, тем быстрее он перестает быть объективным в своих оценках. Постепенно его покидает разум, завистник превращается в злобного ненавистника. Он становится дурным примером и посмешищем в глазах окружающих людей.

Как видим, страсти убивают нас и близких. Великая культура сохраняет огонь, который ее сотворил. Важно научиться видеть, понимать и читать. Иногда между строк.

 

Михаил Воронов
Фото из открытых источников