В минувшую среду на Привокзальной площади города трудно было найти место для парковки. Тысячи ковровчан вечером 23 мая устремились на вокзал, чтобы встретить патриотический «Поезд Победы». Так назвали специальный корпоративный проект управления Горьковской железной дороги, представляющий собой иммерсивную инсталляцию в движущемся составе поезда. Основная ее идея – сохранение исторической памяти о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Поезд сформирован из шести платформ с военной техникой времен Великой Отечественной войны: танк Т-34, «Катюша», самоходка САУ, грузовики–«полуторки» и др. Здесь же два вагона-теплушки для бойцов, с полевой кухней и фотозонами. Во главе поезда – настоящий раритетный паровоз модели Л-4302 с победным плакатом на фронтоне. Всё было воссоздано в соответствии с кинохрониками 1945 года.

Сразу после остановки локомотива начался торжественный митинг. Выступали заместитель начальника Горьковской железной дороги Сергей Шагалов, глава города Коврова Сергей Сидорин, председатель Совета ветеранов войны и труда Горьковской ЖД Евгений Маралов, председатель совета молодежи Горьковской ЖД Алексей Серебряков. Состоялся и торжественный вынос Знамени Победы, в сопровождении военного почетного караула на митинг его доставил почетный ветеран ОАО «РЖД» Анатолий Николаевич Малышкин. С приветственным словом к ковровчанам первым обратился Сергей Шагалов.

– Наш народ 1418 дней и ночей ковал эту великую Победу, отстаивая честь, свободу и независимость нашей великой Родины. В честь бессмертного подвига наших дедов и отцов Горьковская железная дорога проводит эту патриотическую акцию. «Эшелон Победы» пройдет с 23 апреля по 6 мая по 47 станциям, подведомственным нашему подразделению РЖД. Завершение маршрута состоится 7 мая с прибытием в Нижний Новгород. Цель акции проста – обозначить связь поколений. Ветераны и дети войны поймут, что мы помним о подвигах всех защитников Отечества от фашизма, а для молодого поколения это возможность прикоснуться к истории. Поздравляю всех ковровчан с предстоящим юбилеем Великой Победы, желаю благополучия, процветания, мира и добра! – сказал Сергей Шагалов и передал благодарственное письмо управления Горьковской железной дороги главе Коврова – за многолетнее тесное сотрудничество с городскими властями. В свою очередь Сергей Сидорин поздравил горожан с грядущим Днем Победы, поблагодарил управление Горьковской железной дороги за праздничную акцию и подарил ее организаторам красочный фотоальбом с видами нашего славного Города воинской славы.

Краткую историческую справку об огромном вкладе железнодорожников Горьковской и Казанской магистралей в Победу выдал ветеран РЖД Евгений Маралов. Он рассказал, как буквально в считанные месяцы были построены две рокадные железнодорожные линии – от Свияжска до Ульяновска и от Балезино до Ижевска. Тот трудовой подвиг помог обеспечить оборонные заводы всем необходимым, а также наладить доставку свежесформированных дивизий из Зауралья под Сталинград во время самой кровавой битвы на Волге. Боевые команды 14 бронепоездов тоже отлично проявили себя в боях, и один из них был сформирован в Коврове. Звание Героев Советского Союза получили 26 сотрудников Горьковской железной дороги, а 25 железнодорожников за ратный труд в годы войны удостоились звания Героя Социалистического Труда.

После всех выступлений состоялось возложение цветов к памятнику Ивану Рербергу, который с 1868 года в течение 25 лет руководил Московско-Нижегородской железной дорогой. По сути именно он определил судьбу Коврова. Здесь по его указанию были созданы механические мастерские, выпустившие первые отечественные вагоны. С них начался мощный промышленный рост нашего небольшого купеческого городка. Цветочные гирлянды возложили председатель Совета ветеранов РЖД из Нижнего Новгорода Владимир Сорокин и председатель Совета ветеранов станции Ковров Галина Терехова.

Сразу после праздничных поздравлений в дело вступила артистическая агитбригада ОАО «РЖД». И это был незабываемый концерт. Особенно ярким было выступление солиста Евгения Горбачева, мастерски исполнившего песни «Майский вальс» и «Вечный огонь» («От героев былых времен…»). А самые юные участники бригады исполнили танцевальные номера. Всем зрителям было разрешено посетить сформированный состав Победы, заглянуть в теплушки и даже основательно изучить пышущий жаром паровоз марки Л-4302. Машинисты локомотива, тоже из числа ветеранов РЖД, были весьма доброжелательны, с удовольствием рассказывали обо всех важных узлах паровой машины, показывали кабину и позволяли устраивать фотосессии.


Признаться, изначально у нас была мысль добавить к заголовку репортажа фразу: «…и пусть все «Ласточки» подождут». Ибо вся платформа первого пути около часа была занята артистами агитбригады и зрителями. Однако начальник станции Ковров Николай Громов (на снимке) строго предупредил: «Ни в коем случае!!! Нарком путей сообщения Лазарь Каганович вас бы за такое не похвалил… Если уж в суровые годы войны железнодорожники строго выдерживали график движения, то сегодня – тем более не подведут. Есть же запасные пути, и все скорые поезда следуют точно по расписанию».
В общей сложности стоянка «Поезда Победы» длилась 50 минут. А прощание эшелона с ковровчанами было символическим – тремя протяжными паровозными гудками. К вечеру поезд должен был прибыть во Владимир, в другие дни в Муром и далее по всему намеченному патриотическому маршруту.
Сердечное спасибо железнодорожникам, что дали всем нам возможность погрузиться в героическую атмосферу тех лет!
Анатолий Парфенов. Фото А. Соколова



