Лучшее от мастеров Коврова

Выставка декоративно-прикладного творчества и искусства «Живой родник» открылась 4 апреля в ковровском историко-мемориальном музее. На ней собраны работы 29 мастеров. Каждый экспонат несет энергию автора.

«Живой родник» – не просто выставка, а проект, стартовавший еще в конце 80-х. Родился он оттого, что мастеров в нашем городе много, вещи они делают потрясающие. Лучшие стали собирать в отдельную выставку раз в три года, давая авторам возможность наработать материал и познакомиться с новыми техниками.

– За много лет выставки были разными, – сказала Ольга Монякова, директор историко-мемориального музея. – Каждый раз они показывают тренд, направление, увлечение, популярные в то или иное время. Когда-то было очень много вышивки, целые залы у нас занимали кузнецы, авторские куклы. Эта выставка тоже особенная – здесь много новых имен.

Одна из организаторов выставки, Любовь Плеханова, пояснила: среди участников много старых знакомых, а есть мастера, с которыми вышли на контакт, полистав их портфолио в социальных сетях. Посмотрели и поняли: это должны видеть все! Многие из приглашенных пока постеснялись выставить свои работы, но это временно: созреют еще. Есть те, кто участвует в выставке целыми коллективами и семьями. Подбор материалов начался с работ Елены Болотских. Она заслуженный художник России, живет в Москве, но про родной Ковров не забывает. У нее тонкие, глубокие работы, в которых можно найти массу смыслов.

В открытии выставки «Живой родник» приняли участие первые лица города. «Может, увидев эти работы, вы сами захотите творить», – верно подметила Ирина Калигина, директор управления культуры и молодежной политики. Председатель городского Совета Елена Фомина обратила внимание зрителей на особые экспонаты – с символикой нашего города, его основных достижений в спорте и промышленности. Речь про изделия ателье «VistA» Виктории Песко. Ее случай уникален: всё началось с желания шить, это привело к смене профессии и развитию собственного бизнеса. Виктория и ее команда сделали то, что у многих давно было на уме: поместила символы Коврова на повседневную одежду. Получилось здорово. Мерч стал набирать обороты, был одобрен городскими властями и много где теперь используется. У ателье еще масса идей, ждем интересного.

Впервые на выставке представили свои работы сотрудники историко-мемориального музея. Художник по выставкам Максим Курин по образованию ювелир, ему сам Бог велел создавать прекрасное. Он и создает. Но не просто сережки да бусы, а копии финно-угорских украшений, в которых смысла больше, чем кажется. Среди его работ есть и панагия с образом Богородицы – это тонкая резьба по камню. Организатор выставочной работы музея Анна Пичугина увлечена изделиями из валяной шерсти. Коллекция дамских аксессуаров в этой технике заняла целую витрину. А ее сестра Елена из шерсти «рисует» – создает картины. Материал не хуже красок, позволяет воспроизвести всё, что угодно.

Есть вещи, потрясающие воображение. Ковровчанка Ольга Милованова много лет занимается лоскутной мозаикой и из обрезков ткани создает панно удивительной красоты. Пожалуй, нет интерьеров, в который не смогли бы вписаться ее работы. На них сюжеты, но не кистью нарисованные, а собранные из лоскутов. Труд кропотливый, тонкий, высоко ценимый. Мастер – участник международных выставок, автор персональных за рубежом. О работах Ольги в музее узнали через Надежду Бондаренко, которая творит в той же технике. Ее работы тоже есть на открывшейся выставке. А лучшие творения мастерицы хранятся в фондах Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Многие авторы имеют частные мастерские. Одна из них «Не треснет» Анны Астайкиной и Екатерины Бондарь. Копию ковровского Христорождественского собора девушки изготовили, тщательно изучив оригинал. Рисовали план, лепили каркас, ставили колокольню, крыли маковки пигментом из настоящего золота. На это ушло 4 кило глины, 25 часов работы и 30 часов обжига!

Впечатляют и работы из дома-­интерната на Сомовской даче. Там живут люди, которых по жизни хорошо потрепало, многие с серьезными заболеваниями. Но и они умеют творить. Учитель у них хороший. Это Юрий Урванцев, мастер резьбы по дереву, участник многих городских ярмарок. Включены в экспозицию и работы от общества слепых: куклы Галины Смирновой, уютные, как из детства. Такие всюду хочется носить с собой.

А вот витрина с куклами от Татьяны Артемьевой. Тут совсем другое: в каждой характер да непростой, его с помощью материалов выразить нужно. Мастеру это удается, она «укротила» и ткани, и запекаемый пластик. Ее куклы не для игры, они интерьерные и будто живые. Смотришь на портового грузчика с ящиком рома в витрине и понимаешь: этот – точно с похмелья.

В личной коллекции мастера множество кукол, все впечатляют. Многие выставлялись по всей Владимирской области. Но на «Живом роднике» лишь три экспоната. Это прелюдия. Уже в мае музей готовит отдельную экспозицию, где будут представлены лучшие работы Татьяны. Мастерица говорит, что идея об изготовлении конкретной куклы приходит внезапно, и она не успокоится, пока не реализует ее. Поэтому и работает часто ночами.

Каждый автор достоин внимания. Поэтому, пока бьет ключом «Живой родник», его нужно успеть посетить. Выставка закроется 18 мая, в международный день музеев. Зрители должны быть готовы к тому, что для осмотра всех экспонатов нужен не один час: здесь более 200 работ. Запланированы встречи с мастерами. Первая состоится совсем скоро, 13 апреля, в 12.00.

Ольга Рождественская. Фото А. Соколова