Военно-патриотический клуб «Наследники Победы» уже не раз радовал ковровчан в День Победы и во время многочисленных реконструкций. Арсенал стрелкового оружия и техники времен Великой Отечественной у них богатый, что дает возможность всем нам погрузиться в атмосферу тех героических лет. И вот еще одна радостная новость – этому патриотическому объединению выделен уже третий президентский грант на создание еще одного редкого образца вооружения. Напомним, что два предыдущих гранта пошли на создание бронеавтомобиля и танка, которые демонстрировались на многих памятных мероприятиях. Руководитель объединения Сергей Мостовой рассказал нашему изданию о свежей задумке.

Можно сказать, наполовину изделие уже готово. Это зенитная пулеметная установка М4 образца 1931 года. Счетверенная ЗПУ была впервые применена в бою в ходе столкновений с японцами в районе озера Хасан, где её высокую боевую эффективность отметили иностранные наблюдатели, присутствовавшие в японской армии. А на момент начала Великой Отечественной войны ЗПУ М4 уже стояла на вооружении подразделений ПВО РККА. Разработал установку коллектив известного конструктора-оружейника Н.Ф. Токарева. Идея пулеметной установки, состоящей из четырех стандартных пулеметов «Максима», успешно прошла конкурс. Четыре пулемета «Максим» соединялись между собой жесткой рамой, после чего конструкция устанавливалась на поворотную платформу, которую в свою очередь можно было ставить на грунтовой или деревянной позиции, либо в кузов грузового автомобиля. Пулеметы питались лентами на 500 патронов для каждого пулемета, помещенные в короба под стволами, в тыльной части приваривались плечевые упоры, спуск нажимался одновременно на всех пулеметах общей рамной тягой.

Управление всеми средствами ПВО осуществлялось с опорного пункта, который по телефонной связи специальными короткими командами ставил задачи командирам взводов на позициях. По относительно тихоходным Junkers-87 зенитки вели сопроводительный огонь, то есть стреляли прямо по цели с небольшим упреждением. А по истребителям «Фокке-Вульф» и «Мессершмитт» ЗПУ М4 вели совместный «завесный» огонь с упреждением, в данном случае создавалась огневая плоскость в момент подлета целей. При этом результаты каждого боя были спорными, при налете 20-30 вражеских самолетов уничтожались 3-6. Очень много было моментов, когда самолеты с многочисленными отверстиями от пуль калибром 7,62 уходили с поля боя. Однако отмечается, что массированный огонь ЗПУ М4 сильно мешал немецким летчикам прицеливаться для огня по охраняемым объектам, а это было ценней, главное, чтобы объект оставался цел. Эти зенитки применялись также для противовоздушного охранения эшелонов, колонн техники и позиций артиллерии.

Для ведения огня по воздушным целям использовался круговой зенитный прицел. Очень важно, что пулеметы были подключены к системе принудительного водяного охлаждения специальным ручным насосом или на позиции через трубы и шланги, подключенные к кожухам охлаждения пулеметов, циркулировала вода, охлаждая оружие. На начало 40-х установка уже считалась устаревшей, так как дальность ее стрельбы была не более 1000 метров, и ее планировали планомерно заменять на установки с одним пулеметом ДШК.
Наши реконструкторы задумали не стационарную, а подвижную ЗПУ, установленную на легендарную «полуторку», автомобиль ГАЗ АА. Такой автомобиль, как говорит Сергей Мостовой, сейчас наищешься. Однако ковровчанам повезло – на одном из автомобильных сайтов промелькнуло объявление о продаже. Спрос на такую редкую технику огромный, реконструкторов по стране сейчас много, конкуренция большая. И, не теряя времени, ковровчане оперативно связались с продавцом и в Москве выкупили «полуторку», а потом на эвакуаторе доставили в Город воинской славы. Кстати, у машины героическая история. По сообщению продавца, эта «полуторка» погибла в самом начале войны под Смоленском. Вероятно, попавший в окружение водитель, чтоб ценная матчасть не досталась врагу, утопил ее в болоте. А примерно два года назад из трясины ее извлекли поисковики. Теперь ковровские умельцы намерены подарить ей вторую жизнь. Работы по трансмиссии много: надо найти двигатель, редуктор и полуоси заднего моста, коробку переключения передач, собрать рулевое управление.
И теперь ВНИМАНИЕ! Объединение «Наследники Победы» обращается к транспортным и сельскохозяйственным организациям с просьбой – возможно, на задворках у кого-то из них остался самый ходовой грузовик советских лет ГАЗ-52. Эта машина была снабжена рядным шестицилиндровым двигателем, разработанным на базе еще довоенного двигателя внутреннего сгорания ГАЗ-11. И такой мотор вполне подойдет для возрождаемой к жизни «полуторки». В год 80-летия Великой Победы этот жест доброй воли хозяйствующих субъектов был бы лучшим сохранением памяти о героях Великой Отечественной. И на 9 Мая будущего года мы могли бы все уже любоваться новым боевым экземпляром. Техники-умельцы среди реконструкторов есть, что доказали уже собранные экземпляры довоенных мотоциклов, бронеавтомобиля, ГАЗ-67 и одного легкого танка. Сейчас в восстановлении раритетной машины Мостовому помогают опытный механик Денис Богданов и студент энергомеханического колледжа Михаил Турчанинов.
Четыре пулемета «Максим» уже смонтированы в кузове автомобиля. И, как обещают реконструкторы, в День Победы они обязательно покажут свою огневую мощь. Но не холостыми патронами, а с помощью системы «газшутинг» (дословно – стрельба газом), когда происходит имитация свето-шумового эффекта выстрелов без использования пороха. Так что дело за малым – найти недостающие запчасти. Упорства в достижении цели «Наследникам Победы» не занимать. И непременно настанет день, когда при виде нового оружия Великой Отечественной в душе каждого зрителя родится импульс к изучению нашей истории.
На заглавном фото: Установка почти готова
Анатолий Парфенов. Фото А. Соколова

