Текущий учебный год – пятидесятый по счёту для Ковровской школы искусств им. Иорданского. В честь золотого юбилея 3 ноября в 18.00 в Доме культуры им. Ногина состоится большой концерт. Обещано много гостей, сюрпризов и хорошей музыки. Пока идут последние приготовления, с директором Александром Швецовым мы беседуем о педагогическом коллективе, сложностях профессии, верных помощниках школы искусств и о том, почему учиться музыке важно, если даже она не станет делом всей жизни.

– Александр Дмитриевич, вы трудитесь в школе чуть менее полувека, с 1976 года. Как она менялась?
– На протяжении всего этого времени мы вместе развивались и становились взрослее. В школе искусств 56 преподавателей, среди них 23 её же выпускники. В прошлом году в регионе впервые после долгого перерыва прошёл очный конкурс педагогического мастерства, на котором наши участники завоевали награды, заполнив ими целый стенд. Педагоги, несмотря на значительную нагрузку, активно музицируют. Есть замечательные коллективы «Стародуб», «Консонанс», «Традиция», эстрадный и струнный ансамбли.
Музыкальная школа №2, позднее получившая статус школы искусств им. Иорданского, была открыта в Коврове в 1975 году. В первый учебный год набрано 260 учеников по пяти специальностям. Сейчас здесь обучаются 530 учеников по 24 специальностям. Занятия ведутся не только в основном здании на ул. Фёдорова, но и в общеобразовательных школах №№17, 5, 21, лицее №25, а также в Православной гимназии. Светлана Владимировна Тменова руководила школой 36 лет. С 2011 года учреждение возглавляет Александр Дмитриевич Швецов.
За эти годы школу закончили более 3155 учащихся. Из них более 400 продолжили образование в творческих учебных заведениях России. Свыше 250 выпускников посвятили свою жизнь искусству и педагогике.
– В чём уникальность школы искусств?
– Мы предлагаем обучение игре на таких непростых и достаточно редких инструментах, как скрипка, альт, виолончель и ударные. Хотя, к огромному сожалению, в нынешнее время и баян стал достаточно редким. Наш виолончельный класс считается одним из самых крупных в регионе. И это при том, что нам сложно конкурировать с Владимиром, поскольку Ковров – жёсткий промышленный город. В нашей школе искусств представлены все специальности: фортепиано, духовые, инструменты эстрадного оркестра, гитара, хореография, академический вокал и многое другое. Такие образовательные учреждения сейчас – последний оплот настоящей музыки, в отличие от частных студий.
– То есть в школе искусств учиться музыке лучше?
– Я бы сказал, серьёзнее. В студиях легче, но полученные знания и мало к чему обязывают. Ребёнок, который занимается у нас, к примеру, эстрадным вокалом, получает всё необходимое: сольфеджио, игра на инструменте, занятия в коллективе. Ведь эстраде тоже надо учить. И начинать нужно с классики. Мы работаем по программам, рассчитанным на определённый срок обучения. Они основаны на советских и нисколько не упрощены. А если сравнивать с музыкальной школой советского периода, то теперь музыке учат лучше, качественнее и интересней. Могу за это поручиться.
– Чья это заслуга?
– Важны и те, кто учит, и те, кого учат. Большое значение имеет обстановка в коллективе, у нас она нормальная. Профессия педагога весьма энергозатратна. Мало просто окончить музыкальное училище, нужно научиться общаться с детьми и их родителями. А это, поверьте, непросто, да и ситуации бывают разные. В том числе, пусть и не часто, неоправданно завышенные амбиции. В общем, сложные вопросы. Нужно решать их терпеливо, находить подход к людям. Это и есть главное и самое трудное в нашей работе. Кроме того очень важно, чем наполнен педагог. Если мелковат и пустоват, то ребёнку будет неинтересно с ним.
– Что даёт ребёнку обучение музыке, если он не станет музыкантом?
– Детей, которые серьёзно занимаются музыкой, танцами, спортом, художественным творчеством, видно: они другие. В процессе обучения такие дети получают больше неформального общения с педагогом. В итоге видят другую сторону жизни, учатся взаимодействовать друг с другом на достойном уровне. Как сказал один из сотрудников полиции на одной из совместных встреч на тему профилактики детских правонарушений, наши педагоги видят детей гораздо больше, чем в общеобразовательной школе и, что очень важно, один на один.
– Про большой талант: с ним родиться нужно или можно развить?
– Часто музыкантами становятся дети музыкантов. В таких семьях соответствующая атмосфера и есть понимание, какое значение имеют труд и отдача. Профессия сложная, не каждый на неё решится. К тому же родители должны иметь возможность всячески поддерживать творческое развитие и образование своего ребёнка. Пример – Пётр Милованов, который начинал в нашей школе. Его родители не музыканты. Ради того, чтобы дети учились музыке, переехали в Москву. Пётр – великолепный музыкант, Чемпион мира 2021 года среди баянистов и аккордеонистов, стипендиат фонда Владимира Спивакова. Будет выступать на юбилейном концерте школы.

Вторая справа в верхнем ряду – Светлана Беликова (Тменова).
– С 1994 года при школе искусств существует ковровское филармоническое общество. Что оно представляет собой сейчас?
– В течение этих лет общество неоднократно качественно менялось. Мы стараемся ежегодно проводить концерты с привлечением наших преподавателей, учеников и приглашённых артистов. Это люди, которые любят сцену. Им есть что сказать.
– Вершина деятельности ковровского филармонического общества – фестиваль классической музыки «Добротворский». Для жителей Коврова это уникальная возможность услышать лучших исполнителей России и мира. Расскажите, как он родился.
– Юрий Викторович Добротворский, выдающийся альтист и педагог, совсем недолго по совместительству работал в нашей школе, консультировал скрипачей. Я тогда только начинал заниматься струнным камерным оркестром. Юрий Викторович мне в этом помогал, многому меня научил. Он рано умер. В 2003 году я задумал в Коврове концерт памяти Добротворского и пригласил выступить одного из его учеников – альтиста Дмитрия Глебова, который тогда был музыкантом государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Он согласился. А на следующий год он привёз в Ковров скрипача Виталия Хандраса. Оттуда и пошёл фестиваль. Многих музыкантов «Виртуозов Москвы» я считаю своими близкими друзьями. В организации «Добротворского» очень помогает Владимир Михайлович Седов (известный предприниматель и меценат – ред.).
– Кто они – слушатели хорошей музыки в провинции?
– Я убеждён, что по отношению к музыке все люди делятся на тех, кто слышит, и тех, кто не слышит. Кому-то это вообще не дано. И дело не в резонансных свойствах слуха, а в душевных качествах: для этого нужно быть открытым. Очень много великих людей в искусстве абсолютно не понимали музыки. Великий дирижёр Николай Голованов считал, что музыка – это род светской религии. Я с ним согласен. Музыка, как и вера, может дать утешение и надежду.
– Школа искусств с момента создания размещается в здании 1843 года – старейшем из деревянных сохранившихся в Коврове. Много забот?
– Море. Это очень старый деревянный дом. Если бы мы стянули сюда все свои городские филиалы, то не смогли бы уместиться. В этом учебном году занятия проводятся и в лицее №25, но в помещениях, которые не принадлежат нам и не полностью приспособлены под наши нужды. Давно назрел вопрос строительства здания для школы искусств на «юге» города, где сейчас сосредоточена вся жизнь.
С момента создания школы и по сей день огромную поддержку оказывает завод имени Дегтярёва. Александр Владимирович Тменов, который много лет возглавлял предприятие, для меня один из главных людей в жизни. А Светлану Владимировну Тменову я считаю своей второй мамой.
На заглавном фото: Школа искусств им. Иорданского. Здание 1843 года постройки
Ольга Рождественская. Фото А. Соколова и из архива школы искусств

