Венеция
Наш земляк, член объединения ковровских художников с 2003 года, Николай Рябинин (на фото) очень рад тому, что на свет появился 6 июня – в день рождения великого поэта А.С. Пушкина. Возможно, это случайное совпадение и повлияло на развитие у него творческого начала.

А еще Николай Николаевич вспоминает случай из своего раннего детства. Жил он тогда на ул. Набережной в «доме имени Дзержинского», как называли в народе старую двухэтажку. Шел как-то осенью шестилетний мальчик Коля в магазин и заметил на грязной тропинке потерянный кем-то альбомный рисунок. Зеленая ветка березы и маленькая козочка, пожирающая листочки, – таков был нехитрый сюжет. Дома мальчик его скопировал акварельными красками, а соседи увидели и попросили для украшения своего жилища. И в результате пришлось сделать аж …пять копий, чтобы раздарить людям. Так случайно найденный рисунок явился для него толчком к рисованию в дальнейшей жизни.
Когда пошел в школу №4 (тогда она располагалась на Набережной), само собой, рисование стало любимым предметом – все тетрадки по разным предметам были разрисованы. Превалировали, конечно, военные сюжеты – танки, самолеты, политруки, подымающие бойцов в атаку. «Мы же рябятишками были из послевоенного поколения, часто играли во дворе в прошедшую войну – отсюда и главные темы», говорит собеседник. Общешкольная стенгазета, разумеется, тоже всегда была под попечительством талантливого ученика. Помимо уроков посещал Николай изостудию в Доме пионеров. А еще паренек часто бывал в городском музее, который в 60-годы размещался в здании нынешнего Иоанно – Воинского храма. Богатейшая была экспозиция старинных вещей, там Николай древние вазы пытался рисовать.

Когда пришла пора закончить восьмилетку, парень в свои 15 лет подался в ГПТУ №1 при заводе им. Дегтярева, через два года получил специальность слесаря–инструментальщика. На заводе его талант сразу заметил признанный художник Владимир Краснов и предложил работу цехового художника-оформителя. С этой должности он вскоре перешел в специализированное «Бюро эстетики» при отделе главного архитектора. Но творческое развитие ненадолго прервалось: в 1972 году Николая призвали в армию. Два года он провел в 518-м конвойном полку. Но служба службой, однако и политотдел не дремал: Николая часто привлекали к наглядной агитации, оформлению всевозможных стендов и ленинских комнат.
«На гражданке» Рябинин снова пришел на родной завод и через два года стал самым молодым начальником бюро эстетики. «Конечно, на заводской наглядной агитации мы не зацикливались, а по распоряжению горкома КПСС, по сути, обслуживали весь город Ковров во время патриотических празднеств, да и не только. Время было такое, когда буквально все художники работали на коммунистическую идею», – замечает мой собеседник.

Карьера юного художника в масштабах завода стремительно шла в гору, как вдруг им «овладело беспокойство, охота к перемене мест». Может, это родовая черта всех художников – «ехать за туманом и за запахом тайги?» Николай отправился за новыми впечатлениями в …село Шушенское, где создавался мемориальный комплекс Ильича. Там большая часть мемориала была уже готова, и потому пришлось устроиться в соседний совхоз–миллионер. Директор совхоза, желая задержать ценный кадр, даже обещал ему направление в высшее художественное училище Красноярского края. Но малая родина оказалась дороже, и Николай возвратился на тот же ЗиД, много еще успев сделать для родного завода до ухода на пенсию в 2010 году.
Но главное достижение – штандарт и логотип ОАО «ЗиД». На них у него есть авторское свидетельство №77543. Николаем Рябининым создан и эскиз знака «Заслуженный дегтяревец». Колодка у знака весьма оригинальная, она символично отражает три ордена прославленного оборонного предприятия. К слову, странная вещь, непонятная вещь – несмотря на огромный вклад в оформительство, сам художник такого знака почему-то не удостоился, хотя два раза к нему и был представлен. Помимо заводских заданий были и городские, и даже всесоюзные. Так, логотип Ковровского транспортного колледжа тоже разработан Рябининым. А до той поры, пока Военмех не превратился в Балтийский технический университет, на его фасаде была бронзовая мемориальная доска в память об Устинове авторства именно Николая Рябинина.
Мастерской художника сейчас служит родительская квартира на ул. Белинского. В ней собраны лучшие полотна и рисунки, которые не раз выставлялись на городских и областных художественных выставках. Преобладают, конечно, пейзажи, особенно старого Коврова. Эти работы, что называется «родом из детства» – с ул. Набережной и ее окрестностей. Впрочем, есть и высокая живопись: во время очередной туристической поездки в Италию Николай Николаевич трудился не покладая рук и создал серию картин о Венеции и некоторых итальянских провинциальных городках.
Остается добавить, что недавно художнику исполнилось 75 лет. Мы сердечно поздравляем с юбилеем ветерана творческого труда, посвятившего себя служению искусству, и желаем новых ярких произведений!
Анатолий Александров. Фото автора и из архива Н. Рябинина