Зачем художнику товарищи

Уходящий год – юбилейный для Объединения ковровских художников. Ему исполняется 50 лет. Сейчас оно насчитывает 44 человека, деятельность которых так или иначе касается каждого из нас. Художники делают этот мир лучше, дарят нам свет, обращают внимание на тёмные пятна и меняют облик города. Каковы основные вехи объединения и почему мастеру так важно быть его частью?

Датой рождения объединения ковровских художников принято считать 1974 год. Именно тогда горисполком регистрирует создание городской общественной организации. Добились этого ковровские мастера Эрос Кузнецов, Алексей Линков и Александр Салов (он был первым председателем). Цель – сплочение творческих сил города и улучшение эстетического воспитания трудящихся, а главная задача – участие в выставках разного уровня и непременно организация местных. Неизменным это остаётся и сейчас.

В разные годы председателями объединения художников Коврова были Владимир Миронов, Эрос Кузнецов, Сергей Холоднов, Виктор Федянов, Николай Пикулев, почти тридцать лет пост руководителя занимал Рудольф Романов – душа, инициатор, пропагандист. Сейчас объединение возглавляет Владимир Тамченко. Он берёт на себя многие административные заботы. До него эту функцию несла Елена Таранина.

А точкой отсчёта художественной жизни в Коврове считают 1918 год. Тогда открылся дом искусств, в нём – художественная студия для взрослых и детей под руководством Марии Соло. Со своими учениками она участвовала в городских художественных выставках. Газета того времени со смелым названием «Трудящаяся беднота» упоминала о наличии в городе и других художественных студий. Позже художественную школу в Коврове организовал уроженец села Холуй Сергей Чесноков. К середине 50-х годов вместе с Василием Зевакиным (более 30 лет преподавал в школах и кружках!) и Павлом Куликовым они развернули бурную художественную деятельность.

Главное событие в жизни художников – выставки. Ценители знают: осенью на вернисаж местных мастеров следует идти в историко-мемориальный музей, весной – в визит-зал центральной городской библиотеки. И непременно нужно запастись временем, чтобы оценить каждую работу и по возможности её обсудить. Вернисажи всегда становятся ярким событием культурной жизни города, привлекают немало зрителей, и задают мастеру определённый ритм: несколько достойных работ за год – это задача! В течение 20 лет персональные выставки членов объединения организуются в залах музея.

Работы наших художников выставлялись в городах Владимирской и других областей, в Государственном российском доме народного творчества имени Василия Поленова. Члены объединения принимают участие в фестивалях и конкурсах разного уровня, становились участниками республиканских выставок. Традиция с 2000 года – участие в межрегиональном конкурсе изобразительного искусства имени Льва Невинского в Шуе.

В 2006 году в Коврове создаётся Детская художественная школа. Это было инициативой объединения. Один из её основателей, заслуженный художник РФ Виктор Бычков вновь «поселил» в здании академический дух (его построили в 1904 году для мужской гимназии) и задал воспитанникам высокую планку.

Приведённые сведения бережно собраны в альбоме «Художники земли Ковровской». Он вышел из печати в этом году к 50-летию объединения благодаря историко-мемориальному музею, городскому управлению культуры и молодёжной политики и салону Гемма (пять лет назад с выпуском аналогичного издания помогла коллекционер Светлана Чудно).

Вступительную статью к изданию написала Татьяна Сафонова, искусствовед. Одна из тех, кто сделал ковровский историко-мемориальный музей местом притяжения художников. Ковров попрощался с Татьяной Фёдоровной в конце ноября уходящего года. Она ушла из жизни в возрасте 77 лет, оставив в сердце всех, кто знал её, нетающую печаль. Тонкая душа, одухотворённая личность, друг художников, сделавшая для них очень многое. Благодаря ей даже в сложные времена в Коврове и за его пределами продолжали организовывать выставки. И картины самых смелых и неудобных авторов непременно находили свою публику. Что как воздух: нет картины без зрителя – нет без него и известности у мастера.

Верным другом и помощником художников нужно считать и заведующую научно-методическим отделом ковровского историко-мемориального музея Любовь Плеханову. Она – тонкий ценитель, аккуратный критик и хранитель фактов.

В беседах с ковровскими художниками чаще всего можно услышать имя Эмиля Красавина. Для многих он стал первым, кто научил обращаться с кистью и красками. Преподавал в доме пионеров (теперь Дом детского творчества). Оценить уровень этих уроков позволяет такой факт: в начале 70-х годов его воспитанники стали участниками выставок в Праге (Чехия) и Шведте (Германия). И один из них – 16-летний Витя Бычков!

В составе объединения ковровских художников сейчас – и те, кто художником является по образованию, и те, кто по призванию считает себя таковым. Есть и члены всероссийской творческой общественной организацией «Союз художников России». Но суть местного объединения – не обладание заветным билетом и положенными льготами. Деятельность направлена на решение организационных вопросов и создании особой атмосферы. На языке молодых это «вайб», а по сути своей – среда, где каждый вдохновляет, критикует и сам по себе представляет интересную натуру.

Собранные факты обогащаем воспоминаниями. С нами делится Светлана Дубинина, жена художника Николая Смолина, преподаватель детской художественной школы, художник во втором поколении, с именем, чувством и фантазией – всем тем, что так ценит зритель.

– В 80 году я пришла работать в бюро эстетики КЭЗ, где начальником был Валерий Тихомиров. Он знаменит сейчас как иконописец в уникальной бисерной технике. А тогда был замечательным проектировщиком: разрабатывал модели экскаваторов, логотипы. Коллектив ввёл меня в объединение художников, я попала в эту атмосферу. Эрос Кузнецов познакомил меня с Эмилем Красавиным, который в то время преподавал в доме пионеров, помогал мне с литературой. С Владимиром Монаховым ездили на пленэры. Владимир Ильин из бюро делал рамы и очень многих художников объединял – несмотря на то, что сам художником не был: багетных мастерских тогда просто не было, и потому все к нему.

Очень хорошо помню знакомство с Владимиром Беланом. Он работал в подвале старинного здания на ул. Абельмана, там была мастерская оформительского фонда. С ним трудились Евгений Колупаев, Владимир Недомерков, Николай Белов и другие мастера. Но главное, там царила особая атмосфера.

Мою дочку в художественном классе школы искусств им. Иорданского учил Рудольф Затеев. Автор пейзажей, которые можно считать визитной карточкой нашего города. Один из них – вид на храм, с ул. Першутова, знакомый всем ковровчанам.

Борис Танзендинов был замечательным самодеятельным художником и в сердце у многих оставил след: свои работы он дарил. В то время это было просто неслыханно! В своих работах умел передавать свет и тепло. Он из разряда особых мастеров – не тех, что просто рисуют натуру, а умеют на холсте «говорить» о главном.

Яркие воспоминания остались от посещения мастерской Виктора Федянова. Она была тоже на ул. Абельмана, декорирована под старину. Он рассказывал нам о своих работах, показывал эскизы… Незабываемые встречи.

Главное событие для художника – выставка. А главная потребность – принадлежать чему-то большему, общаться и обсуждать. Быть одиночкой неинтересно. Зритель должен быть в курсе внутренней жизни мастера. А он передаёт своё «я» через портреты, пейзажи, натюрморты. Поэтому жизнь кипит. И так у нас – всегда.

В 2024 году, к полувековому юбилею объединения художников в музее работала традиционная осенняя выставка. Она была 49-й по счёту. А пятидесятая состоится в 2025-м. Значит, юбилей не кончается. Пожелаем мастерам удачной темы, колоритной натуры и неиссякаемого вдохновения. Зритель неизменно с вами!

 

Ольга Рождественская. Фото историко-мемориального музея. На фото – моменты 49 традиционной осенней выставки объединения ковровских художников.

Материал опубликован в газете «Ковровская неделя» 27 декабря 2024 года, №102.