Музей очень важных историй

В товарной конторе железнодорожного вокзала станции Ковров есть комната, посвящённая истории Ковровской дистанции пути. Собраны факты, которые дают понять: благодаря железной дороге рос и развивался наш город. Здесь хранятся экспонаты, свидетельствующие о том, каков он — труд путейцев. Рассказываем, почему это собрание так ценно для тех, кто интересуется историей нашего города.

 

Непростое начало

В комнате трудовой и боевой славы железнодорожного узла станции Ковров собраны все факты о Ковровской дистанции пути, от открытия движения Москва-Нижний Новгород и до 2000-х. Стоит познакомиться лишь с некоторыми и не покидает мысль: почему их так нечасто озвучивают?

Участок железной дороги Владимир — Нижний Новгород в 233 версты начал строиться в 1859 году. Первый поезд из Нижнего в Москву отправился в путь 1 августа 1862-го. Через несколько часов его ждали во Владимире. Но под Ковровом он потерпел крушение: дойдя до 232 версты, повернул в левую сторону и пошёл по подъездному пути балластного карьера. Там столкнулся с составом, который готовился к отправлению. Погиб инженер-путеец Михаил Захарьин. Причина происшествия — непереведённая стрелка. Она не освещалась, а паровозная бригада в темноте не заметила опасности.

Во время строительства этого участка железной дороги на 236 версте был устроен четырёхпролётный мост через Клязьму. Место считалось неудачным: река там часто меняла русло, размывался берег. Часть правого берега снесло в апреле 1867 года, когда  подъем воды был почти 4 метра. Рухнула водокачка, стоявшая чуть выше моста, а потом его устой со стороны Коврова и часть насыпи вместе с первым пролётом. Через семь дней обрушился и второй пролёт. Счастье, что в тот момент по мосту не шёл пассажирский поезд.

Новый мост было решено строить на другом месте, и уже к 1871 году он был готов. Под ним прорыли новое русло Клязьмы, старое перекрыли. Мост покрасили в ярко-красный цвет – чтобы проходившие под ним лодки и баржи не наткнулись на опоры. Того моста давно уж нет, но к более современным конструкциям на долгие годы в Коврове прилипло его название — «Красный мост».

В 1865 году Ковров встречал князя Михаила Николаевича с семейством, о чём в сентябре того года «Владимирские губернские ведомости» публиковали репортаж. А в мае 1913 года Ковров посетил император Николай II. Он пробыл в нашем городе всего несколько минут. Сохранилась открытка, на которой виден вокзал, богато украшенный к такому событию.

 

Вагоны с подогревом

А вот факты, показывающие роль Коврова в развитии железнодорожной отрасли.

В 1864 году Московско-Нижегородская железная дорога в уездном Коврове открывает Центральные мастерские – крупнейшие в России тех лет. Первым их начальником стал поляк Вацлав Рехневский. В цехах работало до 800 человек и стояло самое современное в ту пору оборудование. В 1867 году здесь оборудовали воздушным отоплением импортный вагон. Тогда же построили первый отечественный вагон для дальних поездок. Спустя одиннадцать лет стали монтировать вагонную систему водяного отопления.

В мастерских было освоено производство вагонов для перевозки живой рыбы, багажа, креслокроватных вагонов и стандартных товарных – с двумя дверями по бокам, для ускорения погрузки и выгрузки. Всего до 1881 года создано 40 типов конструкций!

Летом 1914 года в Коврове построены два первых военно-санитарных поезда. Каждый состав включал 22 вагона для раненых, 2 вагона для персонала. Были перевязочные, столовая, канцелярия, а также четыре вагона для кухни и складов.

В 1874 году в школе при мастерских был открыт первый технический класс. Сейчас это ковровский транспортный колледж. Осенью он будет праздновать свой 150-летний юбилей.
В 1930 году мастерские были переименованы в ремонтно-механический завод. В 2009 году КЭЗ, на всю Россию знаменитый производством экскаваторов, перестал работать. Помещения перестроили под торговый центр и офисы.

Это – лишь штрихи. С подробностями и отступлениями, на многие другие темы рассказывает посетителям Елена Михайловна Ишанова, экскурсовод и с 2017 года хранитель комнаты.

 

На новые рельсы

Многочисленные экспонаты, а это учебные пособия для путейцев, средства связи, инструменты, книги (есть и правила технической эксплуатации железных дорог 1936 года), газетные публикации, фотографии, информация о выдающихся работниках, учебные модели машин и устройств, атрибуты советского времени, собраны Евгением Ивановичем Бобохиным. Он бывший заместитель начальника дистанции пути, ветеран Великой Отечественной войны. На железной дороге работал 40 лет, возглавлял ветеранскую организацию. Музейной комнатой – именно так она ещё недавно называлась — заведовал до 90 лет и считал её своим родным домом.

Теперь здесь главная — Елена Ишанова. Продолжает собирать экспонаты. Не так давно в богатом фотоархиве музейной комнаты появился очередной: фото бюро ячейки ВЛКСМ Ковровских мастерских 1929 года. Елена Михайловна делает для сохранения коллекции всё, что в её силах. А их немного, она пенсионерка. Много лет работала в техническом отделе ковровской дистанции пути. Её жизнь – это тоже история, отдельные страницы которой теперь у многих могут вызвать удивление:

— Я окончила вуз в Ленинграде. Сюда попала с подругой. Поселили нас в вагонах. Мы никак сначала не могли привыкнуть, — рассказывает она. – Помните, какое отопление раньше там было? Котёл в тамбуре. Вот и у нас так. Топить мы не умели, как-то заморозили трубы. Зимой невозможно было ступить на пол от холода. А летом жара: вагон железный, накаляется. Стояли мы во Второво, потом в Новках. Вот в таких условиях – семь лет. И только потом однокомнатная квартира. Моя старшая дочь пошла в детский сад, который размещался в вагоне. Да там вообще было всё: магазины, столовая, баня, медпункт.

Среди экспонатов есть вещи, заставляющие удивиться. Но для путейцев они привычны. Например, тяжеленые костыльный молоток и лапа. Путевой домкрат, способный поднять несколько тонн. Фонарь обходчика, дексель – топор для срезания заусенцев на поверхности деревянных шпал, костылевыдёргиватель… Такой ручной путевой инструмент и сейчас используется. А женский труд на путях, который считался посильным и привычным, ушёл в прошлое. Кстати: первой женщиной, принятой на работу на железную дорогу, была Ольга Кнушевицкая. В 1863 году она получила должность билетного кассира в Вязниках. Стенд и об этом в музейной комнате есть.

Помещение с трудом вмещает накопленные раритеты. Последние тематические стенды здесь были сделаны по инициативе Бобохина, новые не появляются. Надеемся, временно: материала, который нужно упорядочить, масса.

— На экскурсии приходят коллективами, от соцзащиты, совета ветеранов, районной библиотеки — говорит Елена Михайловна. – Бывают одиночные посетители. И удивляются, что такой музей в Коврове есть.

В июле 2012 года, во время празднования 150-летия Горьковской железной дороги, на перроне железнодорожного вокзала в Коврове был открыт памятник Ивану Ретбергу. У путейцев, будем верить, не возникает вопросов о значимости его личности. В отличие от многих пассажиров, покидающих наш город и прибывающих в Ковров. На табличке краткая надпись: «Памятник начальнику Московско-Нижегородской железной дороги с 1868 по 1893 год». А ведь именно Ретберг в конце 19 столетия во многом определил судьбу нашего города, решив создать здесь механические мастерские. Разве только это – не повод превратить комнату в полноценный музей?

Ольга Рожественская. Фото автора. На фото. Елена Ишанова. Экспонаты музейной комнаты. Материал опубликован в газете «Ковровская неделя» 19 июля 2024 года, №56.